SNR (dobriy_eekh) wrote,
SNR
dobriy_eekh

Category:

Халкидонский собор явился серьёзной угрозой единству Вселенской Церкви и стал орудием в руках Запада

13/4/1. Почему армяне не участвовали в IV Вселенском соборе церквей в Халкидоне?
26 мая 451г., накануне Пятидесятницы в Васпуракане, к северу от озера Урмия, произошло решающее сражение армян с Персией, известное под названием Аварайрской битвы, которая явилась первой во всеобщей истории вооружённой самозащитой христианства против маздеизма, когда друг другу противостояли свет и тьма, жизнь и смерть, вера и отречение. Хотя армянские войска и потерпели поражение, однако Аварайрская битва возвысила и воспламенила армянский дух настолько, что он стал способен жить вечно, ибо армяне шли на смерть с лозунгом: «Неосознанная смерть – это смерть, смерть же осознанная - бессмертие». После битвы Католикос армян Св. Овсеп I и пресвитер Св. Гевонд, которые духовно подкрепляли народ, со множеством представителей духовенства и князей были сосланы в Персию, где в 454 г. были мученически убиты.
В октябре того же 451г. в Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор, созванный в мае императором Византийской империи Маркианом, который незадолго до этого указа отказал армянскому посольству в просьбе о военной помощи в защите христианской веры. Таким образом, ещё до Собора были отвергнуты Слова Божии и поучения святых отцов: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречённых на убиение?..» (Прит. 24: 11-12); «Ничто столько не раздражает Бога, как небрежение о спасении ближних, - говорит Св. Иоанн Златоуст. – Посему Он признаком учеников Своих поставил любовь…»; «…Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15: 12-13), - говорит Христос.
И вот, когда христианский мир в Халкидоне решал христологические споры, целый народ, брошенный на произвол судьбы своими братьями по вере во Христа, защищал христианскую веру от языческой Персии; когда в заточении под пытками находился Пастырь Армении со своей паствой, участники Собора со спокойной совестью решали вопрос о том, кто же умер на кресте? Армянский народ в неравной борьбе сохранил как свою веру, так и целостность Церкви, ибо «христианство для нас – это не одежда, которую можно менять, оно – наша кожа, которую невозможно снять».
А вот Халкидонский Собор стал причиной разделения Церкви…
С благословением, иеромонах о. Гевонд Оганесян

3/4/2. Я слышал, что армяне монофизиты. Как это понимать?
В наши времена можно услышать много лжи в адрес Армянской Церкви. Одностороннее освещение в СМИ, в печатных изданиях и в сетях интернета, статьи многих авторов и рассказы гидов как о «монофизитстве» Армянской Церкви, так и о «православных чудесах» в среде православных верующих сеют ненависть и вражду к армянскому народу.
Армянскую Апостольскую Святую Церковь на протяжении уже долгих столетий обвиняют в монофизитстве, т. е. считают её последовательницей ереси Евтихия, который, вооружась против ереси Нестория, впал в противоположную крайность. Он совершенно сливал во Христе две природы так, что признавал в Нём не только одно Лицо, но и одну природу, от чего последователи этого еретика и назывались монофизитами. Он говорил: «После воплощения Бога Слова, я поклоняюсь одному естеству, естеству Бога…», то есть для него человеческая природа во Христе была
потеряна в Его Божественности «как капля меда в океане», а потому во Христе явилось и жило на земле собственно Слово только под видом плоти, и Само Божество Слова страдало, было погребено и воскресло… Именно это заблуждение и приписывают Армянской Церкви, что есть большая ложь и является тяжким грехом.
Армянская Церковь не является монофизитской. Доказательством этого служат наши литургические тексты, в которых мы предаём анафеме Евтихия (монофизитство) и Нестория, и их учения. Примечательно, что армяне – одни из немногих, кто после чтения Символа веры, до сих пор читают анафему и на Нестора и Евтихия (то есть проклинают именно монофизитство). Мы исповедуем «Едину природу воплощённого Слова Бога» по учению Св. Кирилла Александрийского, который соединение Божества и человечества во Христе всегда представлял «неслиянным» и «неизменным». Он этим отвергает всякое смешение плоти и Божества и всякое претворение плоти в Божественную природу.
С благословением, иеромонах о. Гевонд Оганесян
13/4/3. Правда ли, что Православные Церкви являются диофизитскими, а Древневосточные и Армянская Церковь являются монофизитскими?
Уже в прошлом веке многие богословы совершенно четко доказали, что армяне — не монофизиты. Еще в XIII веке армяне объяснили, что при разной формулировке у них с Православной церковью вероучение одно. Не так давно Католикос всех Армян подписал Декларацию, которая заканчивалась словами Халкидонского Собора, потому что, не смотря на то, что они самого Собора не принимают (тому есть исторические причины), но фактически, их христология идентична Православной.
В прошлом Византийская и Римская империи пытались армян назвать монофизитами и навязать свою формулировку природы Христа. Это была политическая игра по религиозным соображениям, желанием Византии полностью присоединить западную часть Армении к Империи и ассимилировать её народ. В этих условиях верность своей Церкви стала средством самосохранения армянского народа.
В XIX веке вероучение нехалкидонских Церквей и, в частности, Армянской Церкви, исследовали такие православные ученые как В. Болотов и И. Троицкий. А помимо католических богословов этим занимался выдающийся протестантский историк ранней церкви А. фон Гарнак. Все они пришли к выводу, что Христология Армянской Церкви не имеет ничего общего с монофизитской ересью Евтихия. А митрополит Хиосский Григорий в своём трактате «О мерах к достижению единения Армянской и Православно-Католической Церкви» выступил с утверждением, что учение Армянской Церкви о естествах Иисуса Христа полностью соответствует православному пониманию. Армянская Апостольская Святая Церковь относится к Древним Восточным Православным Церквам. В 1964 г. в городе Орхусе (Дания) начался диалог между богословами православных и древневосточных церквей, который продолжается и поныне. В процессе обсуждения стороны уже пришли к выводу, что Православные Церкви не являются диофизитскими, а Древневосточные, в том числе Армянская Церковь, не являются монофизитскими.
С благословением, духовный пастырь армян Волгограда о. Малахия

13/4/5. Я знаю, что было много Вселенских Соборов. Но почему Армянская Церковь признаёт только первые три?
Собор можно справедливо назвать Вселенским, если, во-первых, на нём в лице своих представителей присутствуют все церкви, и во-вторых, если на нём обсуждаются вопросы, затрагивающие и волнующие все церкви.
Первые три Собора, справедливо называемые Вселенскими (Никейский – 325-го г., Константинопольский – 381-го г. и Эфесский – 431-го г.), не вызвали разногласий и их постановления были единодушно приняты всеми Церквами, а это говорит о многом. Кроме того, Православное вероисповедание во всей полноте было сформулировано именно во время этих первых трёх Вселенских Соборов. А вот с четвёртого – Халкидонского – Собора в 451 г. пошло разделение Всеобщей, Единой Церкви…
К тому же, все богословские вопросы, волновавшие Армянскую Церковь, были разрешены и уяснены на первых трёх Соборах. Армянская Церковь не испытывала потребности и не видела смысла в участии на созванном в 451 г. соборе в Халкидоне. Вдобавок ко всему, против определений Халкидонского собора резко выступили Кипрская, Палестинская, Каппадокийская, Египетская и Сирийская Церкви. По этой причине в 482 г. Император Зенон опубликовал свой знаменитый «Энотикон», где для Православной веры полагает достаточным вероопределяющие положения первых трёх Вселенских Соборов, предаёт проклятию Нестора и Евтихия и принимает 12 анафем против Нестора Святого Кирилла Александрийского. Халкидонский собор явился серьёзной угрозой единству Вселенской Церкви и стал орудием в руках Запада, в частности Рима, для разделения, которое, к несчастью, и произошло. Это было разделение не столько на почве веры, сколько на политической почве. Церковь распалась на три ветви: в Риме и на всём Западе распространилось халкидонство, в Византии – монофизитство в духе Энотикона Зенона (потом она тоже приняла халкидонство), в Персии – несторианство… В продолжение полувека заявляли о себе самые противоречивые декларации относительно авторитета Халкидонского Собора. Потом халкидонство стало силой и оружием насаждаться среди инаковерующих. Следовательно, не без основания Армянская Церковь во время созванного в 506 г. поместного собора в Двине сочла нужным считать Эфесский Собор 431 г. последним, утвердившим единение церквей, в том убеждении, что оно образует базу истинных традиций Вселенской Церкви.
К Халкидонскому собору и соборам, созванным впоследствии, Армянская, Коптская, Сирийская и Эфиопская Церкви относились как к поместным соборам, – там не был представлен весь христианский мир. Они касались жизни и ответственности тех Церквей, которые в них участвовали, поэтому не могли рассматриваться как Вселенские.
Поэтому Армянская Апостольская Церковь, как и другие Восточные Церкви, оставаясь верными первым трём Соборам и учению Св. Кирилла Александрийского, не приняла Халкидонский Собор с его взаимоисключающими понятиями и христологическими исповеданиями, не соответствующими Апостольским преданиям.
С благословением, священник о. Смбат Саргсян
Шамбезийские соглашения
Шамбезийские соглашения - соглашения достигнутые смешанной комиссией по богословскому диалогу между Восточными Православными Церквями (византийская традиция) и Древневосточными (Ориентальными) Православными Церквами, принятые на заседании в Православном Центре Вселенского патриархата в Шамбези, Женева, с 23 по 28 сентября 1990 г.
34 официальных представителя двух семей Православных Церквей и их консультанты обсудили проблемы разделяющие Церкви и предложили пути преодоления разобщения. В основу "Второго согласованного Заявления" между представителями двух групп Православных Церквей, легло "Первое согласованное Заявление по Христологии", принятое Смешанной Комиссией по богословскому диалогу между Восточными православными и Ориентальными православными церквами 20-24 июня 1989 года на встрече в монастыре Анба Бишой в Египте.
Текст соглашений
1. Обе семьи единодушны в осуждении ереси Евтихия. Также обе семьи исповедуют, что Логос, Второе Лицо Святой Троицы, от Отца рожденный прежде всех век и единосущный Отцу, воплотился и был рожден от Приснодевы Марии Богородицы, что Он единосущен нам, совершенный Человек душой, телом и умом (nous); что Он был распят, умер, был погребен и воскрес в третий день, взошел к Небесному Отцу, где восседает одесную Отца как Господь всего Творения. На Пятидесятницу Он через сошествие Святого Духа показал Церковь как Свое Тело. Мы ожидаем Его нового пришествия в полноте Его славы, как это сказано в Писаниях.
2. Обе семьи осуждают ересь Нестория и криптонесторианина Феодорита Кирского. Они согласны, что недостаточно сказать лишь, что Христос единосущен Отцу и нам, естеством Бог и естеством человек, но необходимо также утверждать, что Логос, Бог естеством, стал естеством Человеком через Свое Воплощение по исполнении времен.
3. Обе стороны согласны, что Ипостась Логоса стала сложной посредством объединения Его Божественной нетварной природы с ее волей и энергией, которая у Него общая с Отцом и Святым Духом, и тварной природы человека, которую Он принял в Воплощении, сделав Своей, вместе с ее волей и энергией.
4. Обе семьи согласны, что оба естества (природы) с их энергиями и волями объединены ипостасно и естественно (природно) неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно и что они различаются лишь в умозрении (еn theoria mone).
5. Обе семьи согласны, что Тот, Кто волит и действует, есть всегда одна Ипостась воплощенного Логоса.
6. Обе семьи согласны в отклонении тех толкований Соборов, которые не согласуются полностью с Оросом Третьего Вселенского Собора и посланием Кирилла Александрийского (433) Иоанну Антиохийскому.
7. Восточные православные согласны, что Ориентальные православные будут продолжать сохранять свою традиционную кирилловскую терминологию "одна природа воплощенного Логоса", поскольку они признают двойную сущность в Логосе, которую отрицал Евтихий. Восточные православные также используют эту терминологию. Ориентальные православные согласны также, что Восточные православные оправданно используют формулу о двух природах (естествах), поскольку признают различие лишь в умозрении. Кирилл правильно разъясняет это употребление в своем послании Иоанну Антиохийскому и в послании к Акакию Мелитинскому (РG 77, 184-201), а также в посланиях к Евлогию (РG 77, 224-228) и Суккенсию (РG 77, 228-245) [4].
8. Обе семьи принимают три первых Вселенских Собора, которые составляют наше общее наследие. В отношении же четырех последних Соборов Восточной Православной Церкви Восточные православные утверждают, что вышеприведенные пункты 1-7 являются учением четырех последних Соборов Восточной Православной Церкви, в то время как Ориентальные православные считают это утверждение Восточных православных их личным толкованием. С этой точки зрения Ориентальные православные относятся к этому положительно.
В отношении учения Седьмого Вселенского Собора Восточной Православной Церкви Православные Ориентальные Церкви согласны, что богословие и практика почитания икон в основном согласуется с учением и практикой Православия ориентального, которые существовали там с древнейших времен задолго до этого Собора; и что мы не имеем разногласий по данному вопросу.
9. В свете нашего Согласованного Заявления по христологии, так же как и вышеприведенных общих положений, мы теперь ясно осознали, что обе семьи всегда сохраняли верно одну и ту же подлинную православную христологическую веру и неразрушенную преемственность Апостольского Предания, хотя они и могли использовать по-разному христологические термины. Именно эта общая вера и преемственная верность Апостольскому Преданию должны стать основой нашего единства и общения.
10. Обе стороны согласны, что анафемы и осуждения прошлого, которые ныне разделяют нас, должны быть сняты церквами, чтобы последнее препятствие к нашему полному единению и общению было устранено благодатью и силой Божией. Обе семьи единодушны в том, что снятие анафем и осуждений осуществится на основании согласия в том, что прежде анафематствованные и осужденные Соборы и Отцы не являются еретиками.
Поэтому мы РЕКОМЕНДУЕМ нашим церквам следующие практические шаги:
А. Восточные православные должны снять все анафемы и осуждения всех Ориентальных православных соборов и Отцов, которых они анафематствовали или осудили в прошлом.
В. Ориентальные православные должны в то же время снять все анафемы и осуждения всех Восточных православных соборов и Отцов, которых они анафематствовали или осудили в прошлом.
С. Способ снятия анафем должен быть выбран каждой церковью индивидуально.
Полагаясь на силу Святого Духа, Духа Истины, Единства и Любви, мы представляем это Согласованное Заявление и Рекомендации нашим святым Церквам на их рассмотрение и для дальнейших действий, молимся о том, чтобы этот же Дух привел нас к тому единству, о котором молился и молится наш Господь.
Состав смешанной комиссии
Сопредседатель со стороны Восточной православной церкви – Митрополит Дамаскин, Вселенский Патриархат.
Секретарь – Профессор Власий Фидас, Александрийская Патриархия.
Сопредседатель со стороны Ориентальных православных Церквей - Митрополит Бишой, Коптская Церковь.
Секретарь - Епископ доктор Месроп Крикорян, Армянская Церковь.
Восточные православные участники:
Профессор Афанасий Аранити, Митрополит Хризостом Перистерионский, Профессор о. Георгий Драгас - Вселенский патриархат.
О. Тадрос Малатий, О. Георгий Кондорфа, Митрополит Георгий Ходр, Митрополит Евстафий - Антиохийская патриархия.
Г-н Николай Заболотский; г-н Григорий Скобей – Московская патриархия.
Профессор Стоян Госвеч - Сербская патриархия.
Доктор Иван Желев Димитров - Болгарская патриархия.
Митрополит Сухумский Давид, г-н Борис Гагуа – Грузинская патриархия.
Митрополит Аксумийский Петр - Александрийская патриархия.
Хорепископ Варнава Саламинский - Кипрская церковь.
Профессор Андреас Папавасилиу, Митрополит Мелетий Никопольский, профессор о. Иоанн Романидис - Элладская церковь.
Епископ Иеремия Вроцлавский, Епископ Христофор Оломоуцкий - Польская церковь
О. Иосиф Хаусер - церковь Чехословакии.
О. Хекки Хеттунен - Финская церковь.
Ориентальные православные участники:
Митрополит Павел Мар Григорий, Матта Рум - Сирийская церковь.
Епископ Серапион, Доктор Иосиф М. Фалтас - Коптская церковь.
Архиепископ Месроп Кашешьян - Армянская церковь.
Архиепископ Абба Гарима, Хабта-Мариам Харкине - Эфиопская Церковь.
Итоги соглашений
Поскольку Шамбезийские соглашения являются только богословскими рекомендациями, то их принятие или отвержение находится сугубо в ведении поместных соборов церквей. На сегодня они ратифицированы еще не всеми церквями.

Патриарх Киррил.

«Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви», – сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл более 20 лет назад во время встречи с главой Армянской Апостольской Церкви США.

Причем, эти слова Патриарха с сайта патриархии давно убрали, а вот критику "несуществующих" слов убрать забыли :)


На официальном сайте Московского Патриархата появился новый, достаточно интересный материал: беседа с профессорскими стипендиатами Армянской Апостольской церкви, обучающимися в Московской Духовной Академии. Данный материал предваряется следующим заявлением Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя ОВЦС МП. Мы приведем этот текст дословно: «Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Православной Церковью как Православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы отцов Церкви».1

Выражая должное почтение к Его Высокопреосвященству, митрополиту Кириллу, по достоинству оценивая его эрудированность и высокие богословские познания, должны все же заявить протестное несогласие с мнением Его Высокопреосвященства, как принципиально не согласным со взглядом Православной Церкви на Армянскую церковь.
Во-первых, митрополит Кирилл и даже Священный Синод не являются выразителями веры Церкви, а ее выразителями является вся церковная полнота, т. е. Вселенская Православная Церковь.2 И если какой-либо иерарх и даже собор высказывает мнение несогласное с учением Церкви, выраженное в творениях Святых Отцов ее, то оно не может быть принято православным народом, клириками. Иерархия не вправе навязывать церковной полноте те мнения и взгляды, которые противоречат православному сознанию, вере Православной Церкви.
Во-вторых, Его Высокопреосвященство не вправе заявлять о том, что Армянская церковь «воспринимается Русской Православной Церковью как Православная Сестра-Церковь». Это единичное мнение либо Его Высокопреосвященства, либо ряда синодальных архиереев и членов Богословской Комиссии РПЦ, которые пытаются такими взглядами разрушить традиционное святоотеческое отношение к Армянской церкви как умеренно-монофизитской церкви, исповедующей еретическую христологию Севира Антиохийского и отвергающей Вероопределение IV Вселенского Собора 451г. Мнение и восприятие Его Высокопреосвященством Армянской церкви как Православной Церкви-Сестры ни в коей мере не выражает взгляда всей Русской Православной Церкви, которые в точности соответствуют святоотеческой позиции. В данном заявлении митрополита Кирилла нельзя не увидеть попытки насильно навязать Русской Церкви новый взгляд на Армянскую церковь, изменив верность традиционной святоотеческой экклезиологии и христологии.

отсюда:

Выводы:

1. Когда христианский мир в Халкидоне решал христологические споры, целый народ, брошенный на произвол судьбы своими братьями по вере во Христа, защищал христианскую веру от языческой Персии; когда в заточении под пытками находился Пастырь Армении со своей паствой, участники Собора со спокойной совестью решали вопрос о том, кто же умер на кресте.
2.
Учение Армянской Церкви о естествах Иисуса Христа полностью соответствует православному пониманию.
3.
Армянская Церковь не является монофизитской.
4. Халкидонский собор явился серьёзной угрозой единству Вселенской Церкви и стал орудием в руках Запада, в частности Рима, для разделения, которое, к несчастью, и произошло.

Так что же такое вещают православные "пастыри"?
ЛОЖЬ об Армянской Церкви


Tags: ААЦ, РПЦ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments